Арест российских активов
Перевод статьи из блумберга
Арест замороженных российских активов из-за войны на Украине получил поддержку экспертов-юристов В G-7 циркулирует письмо ученых, поддерживающих арест активов «Это было бы законно в соответствии с международным правом», — говорят 10 экспертов
Эта статья предназначена только для подписчиков. Группа юристов попыталась подкрепить доводы в пользу ареста замороженных активов российского центрального банка, утверждая, что такие действия разрешены международным правом, учитывая масштабы продолжающихся нападений России на Украину.
Европейский союз, страны «Большой семерки» и Австралия заморозили около 260 миллиардов евро (280 миллиардов долларов) в виде ценных бумаг и наличных денег, причем более двух третей этой суммы находится в ЕС. Все они согласны с тем, что доступ к этим средствам из России должен оставаться закрытым до тех пор, пока она не согласится помочь в восстановлении Украины, но пока они расходятся во мнениях относительно законности прямого изъятия активов.
Письмо, которое было распространено в столицах стран G7 и получено агентством Bloomberg News, подписано десятью экспертами и практиками международного права из Бельгии, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, Великобритании и США, которые добиваются судебного обоснования ареста активов, о которых идет речь.
«Мы пришли к выводу, что в соответствии с международным правом для государств, которые заморозили российские государственные активы, было бы законно принять дополнительные контрмеры против России, учитывая продолжающееся нарушение ею самых фундаментальных норм международного права, в форме передачи российских государственных активов в качестве компенсации за ущерб, который был нанесен непосредственно России. от незаконного поведения России», — написали эксперты.
По мере того, как продолжается вторжение России в Украину, оценка отражает более широкую готовность рассмотреть то, что когда-то считалось юридически сомнительным шагом по аресту замороженных активов.
Среди тех, кто подписал письмо, Гарольд Хонджу Ко, профессор юридической школы Йельского университета и бывший декан, который также был юридическим советником Госдепартамента США при администрации Обамы, и Филип Зеликов из Гуверовского института, юрист и бывший карьерный дипломат, работавший в правительстве в разные президентские периоды, в том числе в качестве стратегического консультанта для администрации Байдена. Семь из оставшихся подписантов являются учеными и практиками международного права из Европы, а один — из Японии.
Хотя анализ был проведен по просьбе заинтересованных правительств, в том числе некоторых стран «Большой семерки», авторы написали, что «никто из нас не действует от имени спонсоров или клиентов». В письме сообщается, что Компания действительно представляет Украину в некоторых международных судах.
Письмо пришло в тот момент, когда страны «Большой семерки» обсуждают, что делать с активами, о которых идет речь, поскольку потребности Украины в финансировании остаются неизменно высокими, а война не проявляет никаких признаков ослабления. ЕС постепенно продвигается вперед в реализации планов по введению налога на непредвиденные расходы, по крайней мере, в отношении прибыли, полученной от иммобилизованных средств. В прошлом году фонды получили прибыль в размере 4,4 миллиарда евро.
По словам чиновников, знакомых с ходом обсуждения, Великобритания и США подталкивают союзников по «Большой семерке» к прямому захвату активов центрального банка, и Канада открыта для этой идеи. Европейские члены группы, особенно Франция и Германия, в настоящее время выступают против этого шага из-за юридических проблем и опасений, что это может нанести ущерб стабильности евро, а также создать опасный прецедент, заявили официальные лица.
Ученые-юристы говорят, что законные контрмеры — это те, которые были бы незаконными, если бы были применены против невиновного государства, которое не нарушало своих международных обязательств. Они утверждают, что такие действия разрешены, если они направлены против государства-нарушителя и направлены на то, чтобы убедить его прекратить свои незаконные действия и выполнить свое обязательство по выплате компенсации пострадавшим или, если уговоры не увенчаются успехом, добиться этой компенсации за счет активов государства-нарушителя.
Юридические проблемы Дискуссии по поводу использования российских активов активизировались, поскольку война продолжается уже третий год. Поскольку республиканцы в Вашингтоне продолжают блокировать новую помощь Киеву, администрация Байдена стремится предложить Украине еще один важный сигнал о своей поддержке.
Позиция государств — членов ЕС имеет решающее значение, поскольку подавляющее большинство средств находится в Европе, в основном в бельгийской клиринговой палате Euroclear. Клиринговая палата и Европейский центральный банк скептически относятся к праву на арест активов.
Тем не менее, страны «Большой семерки» обсуждают варианты. Среди обсуждаемых идей — использование средств в качестве обеспечения для привлечения долга или в качестве гарантий по кредитам.
Если удастся найти решение, которое устранит текущие проблемы, то целью было бы объявить о плане на встрече лидеров G-7 в Италии в июне.
В своем письме эксперты-юристы рекомендуют государствам, которые заморозили эти активы, передать их международному механизму, находящемуся под их юрисдикцией, который затем мог бы направить депонированные активы на поддержку программ по смягчению ущерба и содействию восстановлению Украины.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила в интервью Bloomberg в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности в воскресенье, что в качестве «стратегии ухода» союзникам следует ознакомиться с реестром военных преступлений и ущерба, причиненного Россией Украине, которые подсчитываются в Гааге, и получить эквивалентную сумму.